Филигрань (скань) — (от лат. «филюм» - нить и «гранум» - зерно, древнерусс. «скань» - свить, скрутить) один из древнейших видов художественной обработки металла, представляющий собой создание сложного ажурного узора из тонкой проволоки часто напаянной на основу-фон.
Красота ажурной филиграни привлекала людей еще в древние времена. Широко известна филигрань Трои, Крита, Египта и Греции, выполненная в VI-IV вв. до н.э. Филигрань одна из самых распространенных по всему миру техник, считающаяся базовой.
Филигрань сочетается с зернью, мелкими металлическими шариками, которые при соединении с филигранью создают яркую фактурность и расставляют акценты. Для создания филиграни применяется круглая и плоская проволока, элементы филигранного узора выполняются в виде различных форм и фигур: косичка, елочка, дорожка и т. п. За счет сочетания проволоки различных сечений, чередования элементов, складывающихся в определенный орнамент, получается ритмический рисунок привлекающий внимание.
Филигрань разделяют на 3 основных вида:
· Напайная филигрань – это узор из гладкой или скрученной проволоки, которую напаивают на металлическую основу. Напайная филигрань подразделяется на фоновую (пайка на основу), просечную (после пайки фон удаляется просечкой), рельефную (пайка на рельеф), филигрань с эмалью (после напайки пространство между элементами заполняется эмалью)
· Ажурная филигрань - обходится без металлической основы, проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь напаивается прямо на металлическое кружево. Бывает – плоской (двухмерной), скульптурно-рельефной (когда узор соединяется в нескольких измерениях и является объемным), многоплановой (узоры накладываются друг на друга, а рисунки располагаются в разных плоскостях), ажурной с эмалью – «оконная» (проемы между ажурными элементами заполняются эмалью).
· Объемная филигрань – включает в себя предметы, выполненные сканной техникой, изготавливается по частям, а затем собирается в единую композицию (вазы, шкатулки, архитектурные формы).
В качестве материалов для создания филиграни используют как дорогие сплавы - золота, серебра, платины, так и медь, латунь, мельхиор. Очень часто украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят, это придает изделию более благородный внешний вид. Нередко филигрань сочетают с эмалью, гравировкой, чеканкой.
Если говорить о полимерной глине, то филигрань стала одной из популярнейших техник, в которой работают многие мастера. Суть филиграни в лепке в чем то схожа с филигранью металлической, только вместо проволоки используются тончайшие “колбаски” , полоски полимерной глины которые скручиваются в спирали и другие узоры, дополняются крохотными шариками, также созданными из пластики и другими декоративными элементами (глиттер, стразы и т.п.) В качестве основы для филигранного узора может выступить, как раскатанный пласт полимерной глины, так и деревянная плошка, стекло, камушек, металлическая основа и другие материалы – выбор зависит от конечной идеи. Часто в технике филигрань создаются изделия без основы, имеющие легкую, ажурную структуру, например полые бусины и серьги. Для придания дополнительного внешнего эффекта, большей выразительности пластиковые изделия в филигранной технике тонируются акриловыми красками или специальными красителями. Филигранная техника требует особой усидчивости, терпения и аккуратности, но конечный результат работы стоит всех усилий. Давайте вместе полюбуемся на некоторые работы в этой технике, созданные разными мастерами.
http://bionika-handmade.blogspot.com/
При копировании материала активная ссылка на блог и автора обязательна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий